Публикации

Ответ: Изменение государственной налоговой и бюджетной политики в 2001 году ставит перед регионами ряд серьезных проблем. Во-первых, с 1 января 2001 года существенно сократятся поступления от хорошо собираемых оборотных налогов: отменяется налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, зачислявшийся в местные бюджеты, а ставка налога на пользователей автодорог, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, уменьшается в два раза. Во-вторых, также с начала года изменится порядок зачисления НДС, в соответствии с которым НДС будет в полном объеме зачисляться в федеральный бюджет. Следует напомнить, что в 2000 году и во II, III и IV кварталах 1999 года 15% НДС зачислялись в бюджет субъекта, а до этого - и вовсе 25%. Компенсировать потери оборотных налогов и НДС предлагается, в частности, за счет дополнительных 5% к ставке налога на прибыль, которые должны зачисляться в местные бюджеты. Одновременно приводится довод, что сокращение оборотных налогов увеличивает базу по налогу на прибыль. Но вряд ли это будет достойная компенсация. Налог на прибыль Р один из наиболее плохо собираемых налогов. Его плохая собираемость объясняется с одной стороны тем, что многие предприятия(если не сказать - большинство) минимизируют налог на прибыль, раздувая собственные затраты. С другой стороны, в среднем по стране еще велик процент объективно убыточных предприятий, естественно, не являющихся в силу этого обстоятельства эффективными плательщиками налога на прибыль. Видимо, при составлении проекта федерального бюджета на 2001 год понимали, что увеличением ставки налога на прибыль не добиться восполнения выпадающих в результате налоговой реформы налоговых доходов регионов. Поэтому, как сказано в Пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2001 год, "общий объем расходов по разделу" Финансовая помощь бюджетам других уровней" составляет 208727,5 млн. рублей, что выше уровня 2000 года (в сопоставимых условиях) в 1,72 раза". Однако можно попытаться приблизительно оценить, насколько адекватно это увеличение сокращению налоговых доходов субъектов от одного лишь перераспределения НДС. Для оценки примем допущение, что показатели исполнения бюджета в 2001 году в условиях бюджетной и налоговой систем текущего года приблизительно соответствовали бы ожидаемым характеристикам исполнения бюджета-2000. Тогда дополнительные доходы федерального бюджета от изменения порядка зачисления НДС (с учетом поправки на изменение налогооблагаемой базы от увеличения акцизов на продукты нефтепереработки) составили бы около 150 000 млн. рублей, тогда как увеличение объемов финансовой помощи бюджетам других уровней в абсолютном выражении - 87 000 млн.рублей. Иными словами, очевидно, что федеральная помощь региональным бюджетам, увеличившаяся в абсолютном выражении, покроет потери указанных бюджетов от перераспределения НДС только приблизительно на 60%. Такой подход, разумеется, не претендуя на точную количественную характеристику рассматриваемого процесса, достаточно наглядно иллюстрирует качественную сторону дела. Необходимо отметить, что предлагаемый вариант зачисления налогов в 2001 году в федеральный бюджет существенно остужает интерес регионов к поддержке инвестиционной деятельности на собственных территориях, поскольку реализация конкретных инвестиционных проектов не дает сразу же моментального результата в виде увеличения налоговых поступлений в региональные бюджеты.