Публикации

Ответ: Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон "О федеральном бюджете") был изменен порядок формирования бюджетов ЗАТО (за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры). Если ранее Законом РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон "О ЗАТО") все налоги и иные поступления с территорий ЗАТО зачислялись в бюджеты ЗАТО, то со дня официального опубликования Закона "О бюджете" установлено, что в 2000 году - все налоги и сборы в той их части, которые в соответствии со статьями 10, 11 и 16 указанного закона подлежат зачислению в федеральный бюджет, вносятся предприятиями и организациями, зарегистрированными в ЗАТО, в федеральный бюджет, за исключением ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры; - налоги и сборы, зачисляемые в федеральные и территориальные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, поступающие с территорий ЗАТО, зачисляются в эти фонды в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Согласно подпункту "м" пункта 1 статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" порядок зачисления в дорожные фонды налогов, служащих источниками образования указанных фондов, определяется законодательными актами о дорожных фондах в РФ. Таким образом, ничем иным порядок зачисления в дорожные фонды соответствующих налогов регулироваться не может. Соответственно, изменение такого порядка может быть осуществлено лишь при непосредственном внесении изменений в специальные законодательные акты о дорожных фондах, каковым на сегодняшний день является Закон "О дорожных фондах в РФ". В статье 1 данного Закона указано, что на территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях ЗАТО), концентрируемых в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов РФ. Согласно пункту 4 статьи 3 этого же Закона налоги (налог на пользователей автодорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспорта), уплачиваемые на территориях ЗАТО, зачисляются в соответствии с Законом РФ "О ЗАТО" в бюджеты ЗАТО на специальные счета уполномоченных банков и расходуются на ремонт и содержание автомобильных дорог, расположенных на этих территориях. Приостановление нормы Закона РФ "О ЗАТО", на который сделана ссылка в пункте 4 статьи 3 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", совершенно не означает, что автоматически приостанавливается и действие указанной нормы Закона "О дорожных фондах в РФ", во-первых, потому, что изменение указанной нормы возможно лишь в рамках налогового законодательства, а именно путем принятия специального законодательного акта о дорожных фондах (пункт 1 статьи 19 "Об основах налоговой системы в РФ"), а до тех пор норма пункта 4 статьи 3 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" считаются не отмененными и действующими; во-вторых, потому, что исключительность режима формирования и использования дорожных фондов за счет налогов, собираемых на территориях ЗАТО, устанавливается также и иной нормой Закона "О дорожных фондах в РФ" - статьей 1, которая не содержит никаких ссылок на Закон "О закрытом административно-территориальном образовании", в-третьих, потому, что пункт 4 статьи 3 Закона "О дорожных фондах в РФ" ссылается не на конкретную норму, действие которой приостановлено, а на действующий закон в целом. Отдельно необходимо обратить внимание на то, что при автоматическом распространении на Закон "О дорожных фондах в РФ" последствий применения нормы части 2 статьи 58 Закона "О федеральном бюджете" остается законодательно не урегулированным вопрос о том, как и куда должны зачисляться налоги, служащие источником формирования дорожных фондов, собираемые на территориях ЗАТО. Иными словами, не существует нормы законодательства о дорожных фондах, на которой может быть основано требование к налогоплательщикам, зарегистрированным в ЗАТО, о зачислении в обычном порядке налогов, служащим источниками формирования дорожных фондов. Отсутствие самостоятельного правоустанавливающего значения нормы, содержащейся в абзаце 1 статьи 58 Закона "О федеральном бюджете", подтверждается и положениями пункта 1 статьи 53 БК РФ, согласно которому установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Это же учтено и статьей 162 Закона "О федеральном бюджете": "Законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в двухмесячный срок со дня вступления его в силу". Пунктом 2 статьи 53 БК РФ определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, налоги, служащие источниками формирования дорожных фондов, собранные на территориях ЗАТО, до внесения изменений в Закон "О дорожных фондах в РФ" должны зачисляться в полном объеме в бюджеты соответствующих ЗАТО. В. БОГДАНОВ, О. ЛАДЕХИН, юристы-эксперты консалтинговой группы "БРиТ".