Программа «Бессмертие»

С возникновением в Российской Федерации класса состоятельных людей, владеющих значительными капиталами, особую актуальность приобрели вопросы защиты и сохранения капитала, а также обеспечения его передачи наследникам. Повышенный спрос на соответствующие услуги привел к возникновению на рынке различных предложений по решению названных проблем. При этом как собственники капиталов, так и компании, предлагающие услуги по защите активов, задачу сохранения и защиты капитала понимают по-разному, и, соответственно, решают такие задачи различными методами.

Одни компании видят угрозу сохранности капитала в непомерно больших налогах и предлагают в качестве основной меры защиты различные схемы налоговой оптимизации. Другие уверены, что основой сохранности капитала является обеспечение конфиденциальности владения активами и основывают предлагаемые методы на обеспечении владения через предъявительские ценные бумаги и номинальных владельцев. Третьи убеждают своих клиентов, что основой сохранности капитала является надлежащее оформление прав на имущество и отсутствие дефектов в цепочке сделок, предшествующих возникновению права собственности у клиента, указанные компании выявляют возможные дефекты прав, предлагают методы их устранения и оптимизируют систему имущественных прав и интересов клиента. Четвертые решение проблемы сохранности капитала видят в обеспечении юридических оснований для передачи капитала «наследникам» с наименьшими потерями (налоги, обязательная доля в наследстве, сроки принятия наследства и т.п.), предлагаемые ими методы сводятся к учреждению различных трастов, фондов, гибридных компаний в разных юрисдикциях.

Указанные предложения безусловно заслуживают внимания и находят своих потребителей – лиц, для которых та или иная проблема, по каким-либо причинам, стала иметь приоритетное значение. Оптимизация налогообложения, обеспечение конфиденциальности владения, устранение дефектов в правах на имущество и надлежащее оформление прав, обеспечение возможности передачи имущества наследникам с минимальными потерями (а также ряд других мер) действительно существенно влияют на сохранность капитала, но будучи реализованы в отдельности, не обеспечивают надежной защиты состояния от многих рисков.

Достаточно очевидно, что максимальную защиту капитала можно обеспечить путем проведения соответствующих мероприятий совместно. Однако, именно здесь и кроется основная проблема: совместная реализация предлагаемых на рынке методов либо невозможна в принципе, либо влечет возникновение новых проблем, решение которых в рамках построенной системы оказывается невозможным. Так, например, надлежащее оформление прав собственности влечет увеличение налогообложения и снижение эффективности схем налоговой оптимизации, обеспечение конфиденциальности владения сопряжено с возникновением дефектов в имущественных правах владельца капитала, учреждение трастов и фондов связано с утратой права собственности на имущество и т.д.

Таким образом, для обеспечения сохранности капитала и передачи его наследникам необходим комплексный подход к решению проблемы. Именно его мы придерживаемся при разработке индивидуальных программ для наших клиентов.

Программа «Бессмертие» – это созданный на основе анализа мирового и российского опыта оптимизации структуры бизнеса и собственности комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранность капитала состоятельных клиентов и, при необходимости, бизнеса и капитала указанным клиентом лицам. Он учитывает возможность возникновения проблем с партнерами по бизнесу, семейные риски, политические риски и риски изменения законодательства, риски совершения противоправных действий в отношении клиента.

Программа «Бессмертие» предусматривает реализацию в три этапа. При этом клиент имеет возможность ограничиться одним или двумя первыми этапами.

Этап 1. «Анализ капитала и рекомендации».

Этап 1 включает следующие мероприятия:

• анализ существующих рисков;
• выдача заключений и рекомендаций по устранению рисков;
• формирование предварительной модели капитала.

На данном этапе, на основании представляемых клиентом документов, производится полный и всесторонний анализ организационно-правовой структуры капитала клиента. Выявляются дефекты структуры и анализируются связанные с ними риски. На основании проведенного анализа выдается заключение, в котором приводится описание существующих рисков и содержатся рекомендации по их устранению либо минимизации, в т.ч. путем проведения реорганизации бизнеса и капитала.

Настоящий этап может также включать в себя анализ доходов и налогообложения клиента, выработку рекомендаций по оптимизации налогообложения. По желанию клиента могут быть проанализированы возможности раскрытия доходов и бизнеса, выбраны оптимальные способы проведения соответствующих процедур и разработаны рекомендации по их практической реализации.

Этап 2. «Реструктуризация капитала».

Этап 2 включает в себя:

• формирование на основе пожеланий клиента окончательной модели капитала;
• практическое проведение реструктуризации капитала в соответствии с утвержденной клиентом моделью;
• выдачу гарантийного сертификата, подтверждающего отсутствие указанных в сертификате рисков на момент его выдачи.

На данном этапе разработанная на основании документов, представленных клиентом, принципиальная (предварительная) модель капитала согласовывается с клиентом. На основании замечаний и пожеланий клиента, сложившейся практики хозяйственных отношений, дополнительно выявленных нюансов бизнеса клиента, не нашедших отражения в представленных им для анализа документах, производится доработка и адаптация принципиальной (предварительной) модели капитала и формируется окончательная модель.

Наши адвокаты обеспечивают контроль над проведением соответствующих процедур и их правовое сопровождение.

1. Крупная инвестиционная компания (далее – Инвестор) в процессе приобретения множества непрофильных активов стала собственником офисного здания в центре столицы, оформив право собственности на общество с ограниченной ответственностью. Добросовестность прежнего собственника и безупречность его вещных прав на момент покупки здания не вызывала никаких сомнений, что усыпило бдительность Инвестора. Спустя некоторое время неожиданно для Инвестора произошла попытка силового захвата здания неизвестными лицами, явившимися в сопровождении вооруженных сотрудников охранного предприятия и вневедомственной охраны милиции. Попытка самозахвата была пресечена при содействии районной прокуратуры. Однако из предъявленного во время силовой акции свидетельства о праве собственности на объект было установлено, что к моменту неудавшегося захвата Инвестор уже не являлся титульным собственником здания, а право собственности на него перешло к новому юридическому лицу на основании договора купли-продажи с Инвестором, о существовании которого последнему ничего не известно. Из документов, полученных в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав с недвижимостью, стало ясно, что преступники подделали договор купли-продажи доли в компании, на которой было изначально зарегистрировано право на здание, представив его в налоговый орган. Назначив нового «директора» через сменившихся участников, преступники произвели отчуждение здания добросовестному приобретателю, который после неудачной попытки связаться с «руководством» прежнего собственника и предпринял попытку силового захвата. Проблема была урегулирована без вмешательства судебной машины. Для исключения повторения подобного сценария Инвестору была предложена схема эффективного закрепления прав на недвижимость, являющаяся собственной теоретической разработкой специалистов Консалтинговой группы «БРиТ». В основе нее является оформление прав собственности на акционерные общества с учетом прав на акции в депозитарии дружественного банка. Схема не только обеспечивает исключение возможности перехвата управления в компании-владельце, но и полную конфиденциальность владения собственником учитываемых депозитарием акций, а также невозможность обращения взыскания по долгам собственника или применения иных дискриминационных мер в отношении данных акций, ввиду чего стала успешно использоваться Инвестором.


2. В Консалтинговую группу «БРиТ» обратился клиент-предприниматель. Как выяснилось, между ним и его партнером сложились давние и прочные деловые связи еще с зари «перестройки». Однако с тех пор небольшое совместное предприятие разрослось до масштабов крупного бизнеса. Собственность была оформлена на множество разрозненных юридических и физических лиц, ввиду чего не только эффективно осуществлять управление активами, но и даже учитывать и контролировать имеющиеся активы стало очень затруднительно. Кроме того, наличие столь разрозненной структуры активов затрудняло привлечение финансирования для новых инвестиционных проектов, представляло собой опасность с точки зрения защиты собственности, не позволяло решить целый ряд задач, связанных с партнерскими соглашениями между совладельцами бизнеса: обеспечение справедливого раздела бизнеса в случае возникновения неустранимых противоречий между партнерами, передачу долей в бизнесе от партнеров к их наследникам (преемникам) с использованием эффективных процедур, получение адекватного содержания семьями ушедших из жизни совладельцев бизнеса и пр. Осознавая это, партнеры предприняли попытку упорядочить имеющуюся структуру, что привело к невозможности найти консенсус и вызвало острый конфликт. Усилиями наших адвокатов конфликт был урегулирован, были подвергнуты обсуждению все заслуживающие внимания интересы клиентов, была построена простая и эффективная система управления активами, обеспечивающая решение всех проблем, стоявших перед партнерами.


Этап 3. «Опека и попечительство».

Этап 3 включает в себя:

• постоянный мониторинг законодательства, политической и экономической устойчивости государств, способных повлиять на сохранность капитала;
• своевременное внесение корректировок в организационно-правовую структуру капитала;
• выработку рекомендаций по управлению активами;
• контроль над органами управления имуществом и бизнесом, блокирование злонамеренных или некомпетентных действий, либо действий совершаемых по принуждению;
• управление имуществом и бизнесом (по желанию клиента);
• управление имуществом и бизнесом при планируемом отсутствии клиента в соответствии с его пожеланиями;
• управление имуществом и бизнесом в отсутствии клиента при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
• обеспечение управления имуществом в пользу третьих лиц и наследников;
• обеспечение передачи имущества и бизнеса наследникам в соответствии с пожеланиями клиента.

На данном этапе программу «Бессмертие» можно сравнить с деятельностью личного врача. Как личный врач следит за здоровьем своего пациента, предупреждая и излечивая болезни, давая рекомендации и при необходимости производя хирургическое вмешательство, так программа «Бессмертие» предназначена следить за здоровьем капитала, заботиться о его сохранении и преумножении. В рамках программы «Бессмертие» проводится постоянный мониторинг законодательства, политической и экономической устойчивости государств, способных повлиять на сохранность капитала, что позволяет своевременно и с минимальными затратами реагировать на изменение обстановки и вносить соответствующие коррективы в схему защиты собственности.

Весьма существенным аспектом включения капитала в программу «Бессмертие» является обеспечение управляемости капиталом в отсутствие клиента. Необходимость в таком управлении может возникнуть как при запланированном отсутствии (различные поездки, путешествия, командировки), так и в случае воздействия каких-либо форс-мажорных обстоятельств (природные катаклизмы, арест, похищение и т.п.). Не менее важным является обеспечение передачи капитала наследникам минуя длительные процедуры вступления в наследство и необходимость дробления капитала в связи с установленным законодательством правом определенных лиц на обязательную долю в наследстве.

Специально разработанная система организации и управления капиталом в рамках программы «Бессмертие» позволяет урегулировать отношения с партнерами по бизнесу таким образом, что нарушение прав и интересов клиента со стороны партнеров блокируется на начальном этапе и не приводит к серьезным разногласиям, способным повредить совместному бизнесу.

Перейти в раздел «Направления деятельности»